Сензитивный период

В детстве дорога каждая минута, ведь в неё может уместиться будущее призвание малыша. Скажете, звучит патетично... Однако психологи утверждают:

Чтобы ребёнок вырос эрудированным, следует позаботиться об импрессинге в первые 7 лет жизни — способности фиксировать и прочно удерживать в памяти, яркие интеллектуальные впечатления.

Ведь знания, усвоенные в этом возрасте, не только запоминаются на всю жизнь, но и получают подчас удивительное продолжение, грозящее в будущем едва ли не Нобелевской премией! Не верите?

Софья Ковалевская в шестилетнем возрасте жила в комнате, стены которой были оклеены листами алгебраическими формулами. Непонятные значки поразили воображение будущей математической примы и сподвигли её к серьезному увлечению математикой. А 4-летнему Альберту Эйнштейну отец подарил компас. Мальчик сосредоточенно рассматривал диковинку и вдруг выдал: «Вокруг стрелки есть что — то такое, что её толкает». 

Да, не все вырастают гениями, но к импрессингу способен каждый  ребёнок! Однако как узнать, что и в какой момент предлагать любознательному чаду для познания?

Это расписание не «секретный материал», ведь оно давно уже разработано классиком детской педагогики Марией Монтессори. Ознакомимся с ним поподробнее!

Есть только миг: методика Марии Монтессори

В уникальном «расписании» Монтессори в качестве дисциплин — сензитивные (чувствительные) периоды — те самые отрезки времени, в течение которых ребёнок особо чувствителен к посылам из внешнего мира.

Причём, одни периоды очень продолжительны, длятся по нескольку лет, а другие — скоротечны и занимают не больше полугола.

Во время коротких «сензитивов» очень важно не пропустить момент не дать угаснуть возникшей жажде познания.

  • От рождения до 1 года длится сензитивный период развития речи. Крошечные груднички с интересом поворачивают головки к источнику звуков, изучающе смотрят на рот говорящего с ними человека и даже тренируют свой ротик, повторяя за взрослыми движения губ и надувая пузыри на слюней!

На протяжении этого периода пассивный словарь ребёнка нарастает лавинообразно и, очевидно, родители и другие близкие могут продвинуть или затормозить процесс. Как вы понимаете, на этом этапе общения с крохой молчание — не золото, поэтому позаботьтесь о речевом сопровождении повседневных процедур ухода за малышом, напевая и проговаривая пестушки и потешки, озвучивая свои действия. Разговаривайте с малюткой, глядя ему в глаза, то есть склонившись поближе к мордашке карапуза — так проходят первые уроки артикуляции.

  • От 2 до 2,5-3 лет у малыша наступает сензитивный период восприятия порядка. В этом возрасте кроха иснытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него жизненного «стандарта» (расклад игрушек на полках, следование режиму утренне — вечерних прогулочных н прочих ритуалов) и бурно негодует, если что-то в этом цикле нарушается.

Если не поддержать малыша сейчас, то позднее вам придется переживать конфликты на почве разбросанных вещей и хаоса и школьном портфеле. Более того, постарайтесь сосредоточить свои «воспитательные импрессии» в трёх сферах: в окружающей обстановке, но времени и в отношении к самому ребёнку.

Чтобы то, три кита порядка были всегда на плаву, советуем знакомить кроху с назначением и «местом жительства» окружающих предметов, прививать малышу чувство ритмичности дня (полное отсутствие режима подходит только грудничкам) и, конечно же, придерживаться последовательности в воспитании (если можно, то всегда, а если нельзя — то вне зависимости от маминого настроения).

В пределах детства

Теперь опишем длительные сензитивные периоды, которые должны держать внимание родителей в должном тонусе от рождения малыша до его похода в школу.

  • От рождения до 3 лет длится период познания мира и закрепления чувства безопасности. Основные потребности малыша в это время — подольше находиться в кругу близких, заботливых людей, каждый из которых по — своему демонстрирует маленькому свою любовь. Разрешается, точнее, рекомендуется как можно чаше признаваться своему малышу к любви, обнимать и целовать его. Такой вариант общения наполнит кроху чувством значимости и желанности — главному врагу комплексов.
  • От рождения до 5,5-б лет продолжается сензитивный период сенсорного развития. Конечно, здоровому ребёнку природой дарована способность видеть, слышать, ощущать запах, вкус и прикосновение. Но достичь мастерства в работе органов чувств возможно лишь в процессе специальной тренировки. Почему всё так серьезно?

Если малыш научится безошибочно и быстро опознавать цвет, форму, запах в положенное время — у него не будет проблем с образным мышлением, которое ой как необходимо при дальнейшем познании мира и особенно при изучении технических дисциплин.

Стоит отметить, что этот период состоит из множества коротких, когда доминирует развитие какого-то одного органа чувств. Как их распознать и что при этом делать? Прислушивайтесь к сенсорным запросам своего крохи!

Например: малыш требует пластилин, кусочки ткани, цветную бумагу и ножницы, обожает играть с мелкими предметами? Значит, в нем бурлит осязательный «голод». Хочет играть в оркестр, постоянно требует включить магнитофон, или как завороженный слушает колыбельные в мамином исполнении? Пищи просит слух! Стал чаще употреблять слово «красиво», любуется собой в зеркале, рассматривает картинки н книжках? Скорее всего, что сейчас он «живёт» зрением.

  • От 1 до 3,5-4 лет длится сензитивный период развития движений и действий. Годовалого малыша интересует именно разнообразие, на которое уже способны его пухленькие ручки и ножки. Таким образом, у крохи возникает потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги, сдвинуть с места очень тяжёлые вещи, а то и ходить с закрытыми глазами.

Мало — помалу его начинают интересовать всё более сложные действия, требующие координации и ловкости: малыш ближе к трёхлетию обожает возиться с конструктором, складывать сложные пазлы и т. д. Более того, в это время у маленького непоседы формируется модель образа жизни активного или малоподвижного.

Задумайтесь, что он усвоит, глядя на взрослых домочадцев? Чтобы ваш любимый шалун освоил все способности своего тела и к тому же не страдал от мышечного голода, предоставьте ему безопасное «место для манёвров» — позвольте лазать по лестницам, турникам и деревьям! А лучше — соорудите или приобретите спортивный уголок!

  • От 2 до 5 лет длится сензитивный период развития связной речи. К двум годам в активном словаре малыша, как правило, накапливается уйма отдельных слов и начинается пора их связывания в словосочетания и предложения.

Кстати, припоминаете бестселлер Корнея Чуковского «От двух ли пяти»? Этот шедевр, почти целиком составленный из детских «перлов», как раз и доказывает, что от 2 до 5 всё увиденное, услышанное и прочувствованное малышом превращается в словесные «портреты».

И если не заботиться о правильности падежей, чисел и прочих грамматическим законов, речь ребёнка может в будущем «спотыкаться». Конечно, сейчас нельзя забывать и об обогащении словаря, ведь дошколята сохраняют и совершенствуют свои ораторские навыки, чутко реагируя на новые меткие слова.

Итак, предоставьте своему умнику побольше «литературных импрессингов» — читайте книжки самой разной тематики, цитируйте стихи, обсуждайте с малышом все, что его заинтересовало. Может, ваш малыш и не станет великим писателем, но уж большим любителем чтения и грамотно говорящим — пишущим человеком, умеющим ярко выражать свои мысли, точно будет!

Очевидное и вероятное

Зачем так тщательно учитывать все эти периоды? Оказывается, интеллект семилетнего ребёнка очень точно предсказывает его будущий мыслительный «потолок»! А к восьми годам маленький человек достигает уже 90% всех своих умственных способностей.

Можно оправдывать себя тем, что ребёнок, и конце концов, научится и ходить, и говорить, и читать, и писать. Дескать не боги горшки обжигают. Порой мамы и папы прикрываются столь же философским утверждением: у всех свои времена и сроки.

Но ведь так упускаются не только какие — то конкретные навыки, знания и умения, а способность к лёгкому овладению ими! Посему как только в вашей семье появится желанное пополнение, помните, что детство — это золотой век разлития. Он дорог любопытством, интересом ко всему на свете, готовностью браться за множество дел, открытой способностью к усвоению и овладению.

Поделитесь ссылкой с друзьями!

От Елена

Яндекс.Метрика